5. Планирование учебного процесса.

 
 

5.1.6. Современные тенденции в организации учебного процесса. Возрастание роли самостоятельной работы студента

 

 

По различным причинам, в частности с вступлением Российской ВШ в Болонский процесс, в последнее время в выступлениях руководителей Министерства и инструктивных письмах стало обращаться внимание на повышение роли, эффективности самостоятельной работы студентов и соответствующем уменьшении количества аудиторных занятий. В частности в инструктивном письме от 27.11.02 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов вузов» было отмечено, что без умения самостоятельно работать нет хорошего специалиста. Вместе с тем во многих вузах резко ослабло внимание к организации и проведению самостоятельной работы студентов (СРС).

В письме вузам предлагается переработать существующие учебные планы и программы таким образом, чтобы увеличить объем СРС и уменьшить недельную аудиторную нагрузку

·        до 23-25 часов на младших курсах

·        до 18-20 часов на старших курсах

В связи с этим необходимо оптимизировать методы обучения совершенствовать систему текущего контроля работы студентов. Как следствие – должна возрасти та часть работы преподавателя (учебно-методическая часть), которая направлена на организацию СРС, на повышение ее роли в учебном процессе.

В соответствии с приказом Минобразования России от 20.05.04 № 2274 «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» предлагается в учебных планах вузов, участвующих в эксперименте, уменьшить федеральную компоненту (с 70% в цикле ГСЭ и с 80% в циклах ЕН и ОПД) до 50% общего объема теоретического обучения и повысить долю самостоятельной работы студента на основании оптимизации учебного процесса.

Здесь же предлагается осуществить унификацию учебных дисциплин по разным направлениям подготовки и специальностям и объединять дисциплины, имеющие разницу в содержании до 30%.

Таким образом, предложенные выше рекомендации по разработке учебных планов может служить как ориентировочная схема, требующая творческой доработки в соответствии с новыми тенденциями в организации учебного процесса. В разделе 6.7 этот вопрос изложен более подробно на примере СПбГУ.

 

 


 
 

     к предыдущей странице               к началу страницы            на главную         к следующей странице         к следующему разделу            

 
Hosted by uCoz