Программа Методические
рекомендации
Задания Глоссарий Список
литературы
Контакты

Санкт-Петербургский государственный университет
(СПбГУ)

Электронный учебник

Организационные основы системы
образования: нормативно-правовые
основы деятельности преподавателя
в вузе



    Введение
    Cодержание
    Программа

  1. Основные законодательные акты в сфере образования
  2. Структура и виды нормативных документов в сфере образования
  3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования
  4. Система дополнительного профессионального образования
  5. Планирование учебного процесса
  6. Порядок разработки учебно-методических документов
  7. Качество подготовки специалистов
  8. Заключение




























































Содержание

    1. Основные законодательные акты в сфере образования:
    1.1. Конституция и федеративные законы РФ об образовании.
    1.2. Основные постановления Правительства РФ в сфере профессионального образования.
    1.3. Порядок регистрации вуза, лицензирование его деятельности, аттестации и аккредитации.
    Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения.


    2. Структура и виды нормативных документов в сфере образования:
    2.1.Реформирование структуры управления образованием РФ в 2004 году.
    2.2. Нормативные документы в сфере образования.
    2.3. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных программ.
    2.3.1. Лицензирование новых для вуза ООП по специальности и направлению.
    2.3.2. Порядок введения в вузах магистерских программ.
    2.3.3. Аттестация отдельных образовательных программ .
    2.3.4. Порядок аккредитации новых для вуза ООП.

    3. Государственные образовательные стандарты высшего
    и послевузовского профессионального образования:
    3.1. Понятие основной образовательной программы.
    3.2. Процедура разработки структуры (макета) ГОС ВПО 3-го поколения.
    3.3. Структура ГОС ВПО 2-го поколения.
    3.4. Порядок формирования ООП вуза на основе ГОС ВПО. Академические свободы вуза при разработке ООП.
    3.5. Организация послевузовского профессионального образования (ППО).
    3.6. Аспирантура как образовательная программа ППО.
    Порядок формирования  ООП ППО.

    3.7. Номенклатура специальностей научных работников.
    Паспорта специальностей.
    Порядок обучения в аспирантуре.

    3.8. Кандидатские экзамены.
    Программы-минимумы кандидатских экзаменов.

    3.9. Краткая характеристика послевузовского образования на Западе.
     3.10. Приложение Б. Паспорт специальности..

    4.Система дополнительного профессионального образования:
    4.1.Структура дополнительного профессионального образования.
           Приложение А. Форма удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
          Приложение Б. Форма свидетельства о повышении квалификации.
          Приложение В.Форма диплома о профессиональной переподготовке.
          Форма приложения к диплому.
          Приложение Г:
          Форма диплома о дополнительном (к высшему) образовании
    (стр.1, стр.2, стр.3)
          Форма приложения к диплому о дополнительном (к высшему) образовании (стр.1)
    4.2.Правовое и нормативное ДПО.
          Приложение Д. Типовое положение о структурных подразделениях, осуществляющих ДПО (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
    4.3. Требования к содержанию ДПО.
    4.4. Методические основы содержания ДПО.
           Приложение Е. Пример учебного плана ДПО.
    4.5. Формирование системы ДПО студентов и аспирантов:
    4.5.1. Сопряжение основных и дополнительных образовательных программ.
           Приложение Ж. Перечень утверждённых государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительных квалификаций педагогического профиля.
    4.5.2. Порядок получения разрешения на реализацию ДОП для получения студентами дополнительных квалификаций.

    5. Планирование учебного процесса.
    5.1. Разработка учебных планов.
    5.1.1. Разработка учебных планов, основные термины и понятия.
    5.1.2.. Рекомендации по оформления учебных планов и подготовки специалистов, бакалавров.
    Понятие специализации.

    5.1.3. Особенности составления учебного плана специализированной подготовки магистров.
    5.1.4. Особенности составления учебных планов вечерней и заочной форм обучения.
    5.1.5. Рекомендуемая последовательность разработки учебного плана.
    5.1.6. Современные тенденции в организации учебного процесса.
    Возрастание роли самостоятельной работы студентов.

    5.1.7. Формирование рабочих планов. Расписание зачетов и экзаменов.
    5.1.8. Рекомендации по составлению учебных занятий.
    5.2.  Расчет объема учебной работы и распределения педагогических поручений.
    5.2.1. Основные понятия и определения.
    5.2.2. Организация планирования.
    Порядок формирования учебных групп и потоков.

    5.2.3. Порядок расчета учебной работы.
    Приказ об объеме.

    5.2.4. Рекомендации по распределению педагогических поручений.
    5.2.5. Дополнительные рекомендации.
    5.2.6. Oтчеты о выполнении объемов учебной работы и педагогических поручений.
    5.3. Практический пример составления учебного и рабочего плана.
    5.3.1. Практика в составлении учебного плана
    5.3.2. Формирование в деканатах рабочих планов, в соответствии с учебным планом. Примеры расчета объема учебной нагрузки и распределения педпоручений.
    Приложение. Учебный план (Условный пример)
    Приложение. Рабочий план

    6. Порядок разработки учебно-методических документов:
    6.1. Структура программы учебной дисциплины (рабочей программы дисциплины) и рекомендации по ее разработке.
           Приложение А. Программа учебной дисциплины (условный пример)
           Приложение Б. Рабочая программа дисциплины (условный пример)
    6.2. Концепция методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
    6.3. Проблемы вузовского учебника.
    Рекомендации по его созданию.

    6.4. О грифах УМО и Минобрнауки.
           Приложение В. Порядок рецензирования и присвоения учебным изданиям грифа УМО в области инновационных междисциплинарных образовательных программ на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

    7. Качество подготовки специалистов:
    7.1. Проблемы качества образования.
    7.1.1. Краткая предыстория.
    7.1.2. Нынешнее состояние.
    7.2. Внутривузовские системы управления качеством образования.
    7.3. Основные факторы качества образования.
    7.4. Метод оценки качества образования в вузе.
    7.5. Болонский процесс. перспективы развития высшего образования.
    7.5.1. Основные принципы и направление преобразований системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией.
    7.5.2. Европейская система зачетного перевода ECTS.
    7.5.3. Понятие компетентности в ECTS.
    7.5.4. Квалификации в Болонском процессе.
    7.6. Проблемы введения зачетных образовательных единиц.
    7.7. Использование системы зачетных единиц в учебном процессе СПбГУ.

 
e-mail

 

                                        ;               


Copyright © 2006, СПбГУ

Hosted by uCoz