7. Качество подготовки специалистов.

 
 

7.3. Основные факторы качества образования.

 

При важности всех аспектов управления качеством образования и вне зависимости от того, в соответствии с какой моделью строится система управления качеством вуза, можно выделить несколько основных факторов, определяющих качество образования и основные задачи в области качества для любого вуза [5]. Эти факторы приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Ключевые факторы качества образования

 

№ п/п

Основные факторы качества образования

Они определяют

1

Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе

Чему мы учим?

2

Качество абитуриентов и студентов

Кого мы учим?

3

Положительная мотивация обучающихся студентов

Хотят ли они хорошо учиться?

4

Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Как обеспечено обучение?

5

Качество профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала

Кто учит?

6

Положительная мотивация персонала

Хотят ли они хорошо учить?

7

Качество технологий обучения

Как учат?

8

Качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов

Как проверяются полученные знания и навыки?

9

Качество общего менеджмента вуза

Как управляют вузом?

 

Учет указанных основных факторов качества ВПО определяет успех вуза при разработке и внедрении эффективной системы управления качеством образования и, в конечном счете, долговременный успех вуза на рынке образовательных услуг и рабочей силы.

В ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, дано следующее определение качеству: «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям».

При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, когда говорят о качестве, обычно выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности. Их взаиморасположение, отношение показано на приведенном ниже рисунке.

 

 

 

 

 

Применительно к сфере высшего образования качество   результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время хорошее качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество управления (менеджмента) на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

Таким образом, качество результатов деятельности высших учебных заведений (вузов) должно обеспечиваться через управление ка­чеством основных рабочих процессов вуза [5].

Вся основная деятельность вуза, как рекомендует ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, может быть представлена в виде процессов*). При этом возможно выделение основных направлений деятельности вуза: образовательная  и научно-исследовательская деятельность. Каждое из названных направлений можно рассматривать, как самостоятельный вид деятельности и соответственно система управления качеством может быть сформирована как для вуза в целом, так и применительно к каждому из этих видов деятельности. Подобный подход обосновывается относительной самостоятельностью данных видов деятельности.

Применительно к деятельности вуза целесообразно выделение трех групп процессов: основные процессы, процессы менеджмента и обеспечивающие процессы.

С учетом данных требований можно рекомендовать выделение в числе основных процессов образовательной деятельности вуза формирование образовательной программы профессионального образования  и организацию учебного процесса. В каждом из вышеназванных процессов необходимо выделить подпроцессы, которые должны учитывать общие требования к формированию и организации учебного процесса, а также специфику вуза. Так, например, организация учебного процесса должна предусматривать процессы формирования учебного графика и расписания, реализацию учебного процесса, организацию проведения аттестации студентов. В свою очередь данные процессы могут быть также подвергнуты декомпозиции. Например, организация и проведение аттестации студентов предполагает процессы текущей аттестации (во время семестра), промежуточной аттестации (курсовые экзамены и зачеты  в конце семестров), итоговой аттестации (государственная аттестация –  государственные экзамены, защита бакалаврских и дипломных работ).

Процессы менеджмента качества в СУКВ должны предусматривать прежде всего те процессы, которые регламентируются обязательными процедурами в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. В числе последних управление документацией СУКВ, управление данными о качестве (записями), внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия. Кроме того, необходимо также предусмотреть ряд других процессов, таких как, например, разработка и актуализация политики и целей в области качества, планирование качества, анализ качества со стороны руководства и др.

Обеспечивающие процессы формируются исходя из необходимости ресурсного обеспечения образовательной деятельности и формирования  условий для подготовки специалистов соответствующей квалификации. Среди обеспечивающих процессов можно выделить процессы подготовки и обеспечения компетентности профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, управление инфраструктурой, управление производственной средой, связь с потребителями, социально-воспитательная работа со студентами. В рамках каждого из процессов целесообразно выделение подпроцессов, руководствуясь принципом разумной детализации. Так, например,  процесс управления инфраструктурой может включать подпроцессы управления аудиторным фондом, оборудованием, библиотечными фондами, канцелярскими и другими расходными материалами.

Для вузов,  разрабатывающих и внедряющей СУКВ, представляется целесообразным разработать процедуру (стандарт) описания процессов  СУКВ, в соответствии с которым представить описание всех процессов СУКВ. В данной процедуре основные характеристики процессов могут быть формализованы в виде карты процесса и  блок-схемы процесса [6].

 

___________________________

 *) процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих  

    входы в    выходы.

 



*) процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

 

    к предыдущей странице      к началу страницы    на главную     к следующей странице      к следующему разделу                                                         

Hosted by uCoz