Система управления качеством вуза в
соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 [7], должна включать четыре
взаимосвязанных процесса (этапа) создания и функционирования:
§
планирование
качества – определение видов деятельности, которые должны подвергаться контролю
на том или ином уровне и выделение средств (ресурсов) для осуществления
контроля;
§
управление
качеством – разработка квалиметрических шкал для измерения заданных
видов деятельности (задание области контроля), измерение качества деятельности
отдельных объектов управления (контроль качества);
§
обеспечение
качества – сбор, анализ, статистическая обработка информации, полученной в ходе
контроля качества, приведение ее к виду удобному для восприятия и доведение
результатов контроля до объектов контроля;
§
улучшение
качества – принятие решений, направленных на выполнение заданных требований;
формирование новых требований; организация мероприятий по повышению
эффективности и результативности заданных видов деятельности.
После того, как эти процессы будут
определены на всех уровнях: студент, преподаватель, кафедра, факультет (объекты
управления), согласованы с принятыми допущениями, системой общепринятых
предпочтений, требований, в том числе деканата, ректората, Ученого совета,
Министерства образования и науки и утверждены, систему управления качеством
вуза можно считать вступившей в действие.
Указанные выше процессы (этапы) могут служить основой при
принятии Ученым советом университета концепции управления качеством
подготовки специалистов.
Для обеспечения функционирования системы управления и
оценки качества образования необходимо:
-
участие в
управлении качеством всего персонала университета;
-
создание
стимулов для его обеспечения;
-
создание службы
мониторинга качества и т.д.
Назрела необходимость разработки системы измерения качества
образования и образовательных услуг. Это должны быть объективные,
легкоприменимые, простые и понятные критерии и показатели, выработка которых и
является задачей сегодняшнего дня.
В модели, которая использовалась
Минобразования РФ с 2000 г. для определения победителей в конкурсе
«Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», есть
показатели характеризующие качество обучения, например:
·
6б – Каким
образом вуз оценивает удовлетворенность качеством подготовки специалистов;
·
9б – Качество
подготовки специалистов
и др.
Оценивая эти и другие показатели вуз
должен самостоятельно формировать соответствующий метод оценки качества.
Предлагаемый ниже метод может быть
применен при организации контроля качества учебного процесса на разных уровнях:
студент, преподаватель, кафедра, факультет [13].
Не вдаваясь в подробности сбора
информации об учебной, научной и общественной деятельности студентов и
преподавателей, способах и методах ее обработки, отметим, что предлагаемый подход
на заключительном этапе обработки собранной информации может быть использован
для составления рейтингов преподавателей и студентов.
Для контроля знаний студентов
целесообразно применять балльно-рейтинговую систему (БРС) [8], которую можно
рекомендовать при переходе к организации учебного процесса с использованием
системы зачетных единиц (кредитов) [9]. БРС предполагает составление
академических рейтингов студентов по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации.
Для этой цели успешно применяется
оболочка системы поддержки принятия решения (ОСППР) АСПИД-3W [15].
Для оценки качества деятельности
преподавателя целесообразно использовать методику, разработанную на кафедре
психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета
психологии СПбГУ, возглавляемой чл.-кор. РАО Бордовской Н.В. [10].
В условиях, когда показатели,
характеризующие различные виды деятельности объекта управления несоизмеримы и
их значения не одинаковы, единственным достаточно объективным способом оценки
таких видов деятельности является установление между ними отношения порядка.
Шкалы порядка (ранговые шкалы),
относящиеся к классу квалиметрических шкал подобные тем, которые применяются в
вузе для оценки успеваемости студентов, предусматривают сортировку показателей
видов деятельности или их совокупности по предпочтительности и представляет
собой множество упорядоченных оценок. Эти шкалы, обозначим их W1, W2,
..., Wi, будем считать числовыми, дискретными
и имеющими, в общем случае, различную размерность.
Декартово произведение W=W1*W2*...*Wi образует множество допустимых
векторных оценок. Работа каждого j-го
объекта оценивается набором оценок по шкалам W1, W2,...,Wi, т. е. каждому из них ставится в
соответствие многомерная векторная оценка vj=(w1, w2, ... wi), где wi-некоторая оценка i-го вида деятельности по шкале Wi, vjÌW.
Затем множеству допустимых векторных оценок шкалы W ставится в соответствие
множество допустимых значений комплексного показателя деятельности G с помощью
отображения f: W®G, а затем определяется итоговая
оценка по шкале I с помощью
отображения ψ: G®I.
Для реализации отображения f, т. е. для сравнения альтернативных
действий и их оценивания, можно использовать специальное правило (так
называемое решающее правило), которое представляет собой принцип
сравнения векторных оценок и вынесение суждений о предпочтительности одних из
них по отношению к другим; оно может быть задано в виде аналитического
выражения, алгоритма, словесной формулировки или сочетания этих способов.
Другое решающее правило, реализующее
отображение ψ, позволяет перейти к получению итоговой (комплексной,
результирующей) оценки за всю совокупную деятельность объекта управления качеством.
Комплексный показатель G
является основой для получения итоговой (результирующей) шкалы I.
Рассмотрим порядок формирования шкал
видов деятельности – Wi, шкалы векторных оценок – W, комплексного показателя – G и итоговой оценки по шкале I на конкретном примере.
Допустим, необходимо оценить работу
кафедр по трем видам деятельности (i=3): учебно-методическая работа, повышение квалификации
профессорско-преподавательским составом и трудоустройство выпускников.
Предположим, что первый вид деятельности оценивается по 4-х бальной
квалиметрической шкале, W1={5, 4, 3, 2}; второй – по 3-х
бальной W2={4, 3, 2}, а третий – по 2-х
бальной шкале W3={1, 0} (т.е. mi – количество опорных точек в i-шкале соответственно равно 4,3,2).
Опишем значения опорных точек ωik всех шкал (k – текущей номер опорной точки в i-й шкале).
Шкала W1 – Учебно-методическая работа (v1k; i=1, k=1…4):
оценка ω11="2"
(неудовлетворительно) – информация не представлена или работа ведется
недостаточно, документы имеют очень много существенных недостатков,
представлены не в полном объеме;
оценка ω12="3"
(удовлетворительно) – работа ведется на относительно приемлемом уровне, имеются
отдельные недостатки в ведение документов;
оценка ω13="4"
(хорошо) – работа ведется на достаточно хорошем уровне. Документы представлены
в полном объеме. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы;
оценка ω14="5"
(отлично) – работа ведется строго в соответствии с нормативными документами,
приказами и распоряжениями Минобразования и ректора. Документы соответствуют
предъявляемым требованиям, качественно отработаны; их хранение организовано в соответствии
с Инструкцией по делопроизводству.
Шкала W2 – Повышение квалификации ППС (v2k; i=2, k=1…3):
оценка ω21="2"
– более 50% преподавателей кафедры не прошли в течении последних 5 лет через
систему повышения квалификации. На кафедре отсутствует установленная
документация о повышении квалификации;
оценка ω22="3"
– большая часть преподавателей кафедры в течении последних 5 лет прошло через
систему повышения квалификации. Основная планирующая и отчетная документация по
повышению квалификации на кафедре ведется;
оценка ω23="4"
– все преподаватели кафедры в течении последних 5 лет прошли через систему
повышения квалификации. На кафедре в полном объеме в соответствии с «Положением
о повышении квалификации преподавателей СПбГУ» ведется планирующая и отчетная
документация.
Шкала W3 – Трудоустройство выпускников (v3k; i=3, k=1..2):
оценка ω31="0"
– на кафедре не накапливается информация о трудоустройстве выпускников за
последние годы. По специальности работает незначительная часть выпускников;
оценка ω32="1"
– на кафедре ведется учет распределения выпускников за последние годы. Большая
часть выпускников работает по специальности.
Каждая j-я кафедра оценивается набором из трех оценок по шкалам
выбранных видов деятельности. При этом общее возможное количество L комбинаций оценок (векторных оценок
по шкале W) в данном случае равно произведению
m1*m2*m3=4*3*2=24, где mi – количество опорных точек в Wi шкале. Дерево возможных комбинаций
оценок изображено на рис. 1, а перечень возможных комбинаций оценок приведен во
второй графе таблицы 2.
Далее
припишем каждой опорной точке ωik всех шкал видов деятельности кафедры Wi определенный количественных
эквивалент – вес. Общее количество таких эквивалентов определяется выражением n=
(для нашего примера n=4+3+2=9).
Веса опорных точек
dik, k=1…mi, определяются экспертным методом и
позволяют соотнести между собой важность, ценность различных видов
деятельности, учесть требования нормативных документов, а также предпочтения
вышестоящих органов управления. При этом целесообразно соблюдать условие: 
=1 (см. третью графу таблицы 1).