7. Качество подготовки специалистов. |
||
7.1. Проблемы качества образования.К сожалению, во многих вузах не сложилось ясного представления о том, как строить систему управления качеством образования, как соотносятся внешняя и внутренняя оценки качества, каковы критерии и процедуры внутренней оценки. В настоящее время в российской системе высшего образования при комплексной оценке деятельности вуза используются два вида оценки: внешняя, включенная в процедуру аттестации вуза, и внутренняя (самообследование). Аттестация и последующая аккредитация вуза осуществляется на основе «Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида вуза», утвержденного приказом Минобразования РФ от 29.06.2000 № 1965 (см. Приложение А) и дополнение к Перечню от 8.11.2000 № 3207 (эти приказы с небольшими изменениями, заменены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.05 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации вузов» (см. сайт http://www.garant.ru)). Самообследование производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению самообследования образовательного учреждения ВПО (вуза) и его филиалов», утвержденными Председателем Госинспекции аттестации учебных заведений России 20.12.2001 г. (см. Приложение Б). Сопоставление показателей аттестационной экспертизы и государственной аккредитации с показателями самообследования говорит о их слабом перекрытии. Скорее всего, показатели самообследования вуза следует рассматривать как дополнительные для расширения и углубления области оценки, охватываемой показателями государственной аттестации и аккредитации вуза, тем более что предусмотрен выборочный контроль Госкомиссией результатов самообследования вуза. Скорее всего, обязательное самообследование, проводимое один раз в пять лет в рамках комплексной оценки деятельности вуза, показывает вузам направление создания своей собственной, постоянной действующей системы оценки качества образования. Показатели самообследования четко отражают ориентацию на потребителя, в первую очередь на студентов, их родителей, выпускников и работодателей (на потребности рынка труда), предлагают механизмы «измерения» их удовлетворенности (в том числе анкетирование) и позволяют проследить динамику развития вуза по всем основным направлениям деятельности, в том числе по международной деятельности вуза, что соответствует международной практике деятельности вузов и в настоящее время является актуальным. При рассмотрении проблем качества широко используются такие понятия как показатель и критерий. Многие авторы не дают их четкого определения, используя часто как синонимы, а иногда и путая их смысловую нагрузку.
Под показателями будем понимать качественные характеристики отдельных значимых компонентов системы (объекта вида деятельности, процесса), которые во-первых могут быть объективно оценены, а во-вторых, управляемы, т.е. целенаправленно изменяемы [4]. В соответствии с [2] критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. При утверждении Положения о государственной аккредитации вуза, Министром образования перед Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации ставилась задача о разработке и утверждении критериев государственной аккредитации вузов различных видов, а также форм представления вузом информации по аккредитационным показателям. В качестве примера показателя и критериев, а также взаимосвязи этих понятий, можно привести дополнение в Перечень показателей государственной аккредитации, внесенное в него приказом Минобразования РФ от 08.11.2000 г. № 3207: 1. Утвердить показатель государственной аккредитации высшего учебного заведения "Процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатных преподавателей)" (далее - показатель) и его критериальные значения: для вузов, существующих до года, - не менее 15проц., для вузов, существующих от года до трех лет, - не менее 20проц., для вузов, существующих от трех до пяти лет, - не менее 30проц., для вузов, существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40проц., для вузов, существующих более девяти лет, - не менее 50проц. 2. Использовать показатель и его критериальные значения при лицензировании и государственной аккредитации высшего учебного заведения, начиная с 01.01.2001. По-видимому, аналогичная работа при разработке внутривузовской системы управления качеством образования должна проводиться и на уровне вузов. Кроме того, важно отметить, что образовательный процесс в вузе, особенно в университете, нельзя сводить к процессу оказания образовательных услуг. Образовательный процесс – это прежде всего совместное производство знаний, навыков, умений. В ходе обучения знания, умения, навыки формируются, то есть производятся, а не просто передаются, как это происходит в результате обмена. В противном случае обучение превращается в потребление услуг, и на выходе мы получаем развитого потребителя, а не работника, производителя. Методологическая нечеткость в трактовке образовательного процесса порождает трудности в выборе адекватных критериев оценки качества образовательной деятельности вуза.
|