5. Планирование учебного процесса

5.3. Практический пример составления учебного и рабочего плана.


 
 

5.3.1. Практика в составлении учебного плана

 

Порядок формирования учебных планов на основе ГОС ВПО и примерного учебного плана был рассмотрен на 1-м занятии этой темы. Теперь практически построим учебный план для условной двухгодичной образовательной программы. При этом уменьшится объем работ, но сохранится возможность увидеть все нюансы и особенности разработки учебного плана. Будем производить действия (операции) в последовательности указанной в лекции 5.1 (пункт 5).

1. Из Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) выбирается учебное время в неделях по видам учебной деятельности студентов (для нашей условной образовательной программы, количество недель уменьшено более чем в 2 раза):

t1 = 74 – на теоретическое обучение с учетом экзаменационной сессии;

   8 – на учебную и производственную практики;

 14 – на каникулы;

   4 – на подготовку ВКР;

   2 – на итоговую аттестацию (защита ВКР и гос.экзамены).

 

2. Составляется график учебного процесса и рассчитывается баланс учебного времени в неделях, т.е заполняется соответственно раздел I – «График учебного процесса» и раздел II – «Баланс учебного времени» учебного  плана. Устанавливается количество учебных недель в каждом семестре (для нашего примера: 18, 15, 18, 11 – см. ниже раздел 1 учебного плана) и общее количество учебных недель t2 = 62.

 

3. Исходя из 54-часовой рабочей недели студента, определенной Госстандартом, находится общая трудоемкость теоретического обучения работы студента в часах (t3), как произведение 54 на количество недель теоретического обучения (t1), если общая трудоемкость не указывается в Госстандарте.

t3 = t1 * 54;     t3 = 74 нед. * 54 часа = 3996 часов

 

4. Исходя из 27 часов в неделю, устанавливаемых Госстандартом в среднем на период теоретического обучения без учета экзаменационной сессии, определяем общее количество часов аудиторных занятий.

t4 = t2 * 27;     t4 = 62 нед. * 27 = 1674 часов

 

5. Определяется количество часов аудиторных занятий (t5)с учетом физической подготовки (в нашем примере на физическую подготовку выделено 102 часа – реально на нее выделяется 408 часов) и при необходимости, - с учетом занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», который распадается у нас на две самостоятельные дисциплины «Охрана труда» и «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» (выделено 39 часов, реально должно выделяться не менее 100 часов).

t5 = t4 + 102 + 39 = 1815 часов

 

6. Определяется средняя продолжительность аудиторной недели (без учета факультативных занятий).

t6 = t5 : t2;    t6 = 1815 : 62 ≈ 29,3 часа

 

7. Определяется количество часов аудиторных занятий с учетом факультативных занятий t7 (для нашего примера допустим в ГОС ВПО указано на факультативные занятия – 211 часов – реально указывается, обычно 450 часов).

t7 = t5 + 211 = 2026 часов

 

8. Определяется время, оставшееся на самостоятельную подготовку студента (посещающего факультативные занятия).

t8 = t3 t7 = 3996 – 2026 = 1970 часов

 

9. Переписываются из примерного учебного плана или из ГОС ВПО в раздел III учебного плана по соответствующим циклам учебные дисциплины. Затем дисциплины, с учетом требований Госстандарта, вышеперечисленных рекомендаций и в последовательности предлагаемой примерным учебным планом распределяются по семестрам с указанием: видов контроля, количества аудиторных часов занятий в неделю по всем дисциплинам в том или ином семестре за весь период обучения, что является наиболее ответственным, творческим этапом работы. При этом среднее количество часов в неделю не должно превышать t6 рассчитанного в п.6.

Вариант такого распределения приведен ниже.

 

10. Определяется время, выделяемое на самоподготовку по той или иной дисциплине.

Время на самоподготовку целесообразно сначало распределить по дисциплинам пропорционально количеству аудиторных часов занятий, выделяемых на них, а затем, в случае необходимости, произвести перераспределение времени самоподготовки с учетом имеющихся приоритетов, но таким образом, чтобы общее время самоподготовки осталось неизменым. Для этого:

определяется время на самоподготовку (tсп[i]) по i-й дисциплине по формуле:

        tсп [i] = t[i]*t8 \ t7

        где t[i] - время, отводимое на аудиторные занятия по i-й дисциплине.

При необходимости tсп[i] перераспределяется с учетом приоритетов.

 

11. При проверке итоговых сумм часов занятий (итоговых строк раздела III учебного плана) при необходимости, в предшествующие пункты вносятся коррективы, чтобы общее число аудиторных занятий (без учета факультативных) равнялось t5 (в нашем примере 1815 часов), а время самостоятельной работы = t8 (в нашем примере – 1970 часов).

 

12. Производится заполнение разделов IV VIII учебного плана (пример заполнения – см. ниже).

 

 

13. После разделов IV-VIII рекомендуется указать (в часах и в неделях):

а) трудоемкость теоретического обучения с учетом экзаменационной сессии и факультативных дисциплин – 3996 часов.

б) общую трудоемкость обучения по данному учебному плану (профессиональной образовательной программе) – с учетом всех видов учебной деятельности (см. п.1) кроме каникул – 4752 (88 недель).

Завершается учебный план перечнями специализаций (если их несколько), перечнем дисциплин специализаций и элективных дисциплин (дисциплины по выбору). При необходимости указанные перечни могут оформляться в виде приложений к учебному плану.

В результате выполнения такой работы получается проект учебного плана, который можно выносить на обсуждение Ученого совета факультета с последующим его утверждением в порядке принятом в вузе.

 

               к предыдущей странице     к началу страницы       на главную      к следующей странице      к следующему разделу                                        

Hosted by uCoz