5. Планирование учебного процесса

5.1.8. Рекомендации по составлению расписания учебных занятий.


 
 

 

Расписание учебных занятий – это завершающий этап планирования учебного процесса. Качество расписаний учебных занятий в значительной степени зависит от качества и методического уровня учебных и рабочих планов, их соответствия ГОС ВПО, а также от методической подготовки персонала, непосредственно занимающегося их составлением. Методически обоснованное и тщательно продуманное расписание учебных занятий в значительной степени определяет ритмичность и нормальную организацию всего учебного процесса факультета.

Составление расписаний учебных занятий - это процесс упорядочения в масштабе факультета за семестр всех видов учебных занятий со студентами по часам и дням недели с учетом целого ряда требований, предъявленных к ним.

Расписание учебных занятий должно обеспечивать:

-         логическую последовательность изучения дисциплин в семестре и их взаимосвязь;

-         соответствие количества часов по дисциплинам и видам учебных занятий учебному и рабочему планам;

-         равномерное распределение учебной нагрузки студентов в течение семестра;

-         рациональную загрузку профессорско-преподавательского состава учебными занятиями;

-         равномерность загрузки студентов самостоятельной работой;

-         оптимальное использование лабораторий, компьютерных классов и специализированных аудиторий.

Исходными данными для составления расписаний учебных занятий являются:

1.            Рабочие планы на каждую специальность (направление).

2.           Распределение лекционных потоков и групп для практических занятий между преподавателями.

3.            Количество недель в семестре.

4.            Данные об аудиторном фонде.

5.            Мотивированные пожелания преподавателей др.  

При составлении расписаний учебных занятий должны учитываться требования методического, организационного характера и обеспечивающие условия самостоятельной работы, многие из которых вытекают из физиологических возможностей человека. Известно, что в конце семестра в связи с развитием стойкого утомления активность студентов на занятиях снижается из-за развивающегося процесса охранительного торможения. Ввиду этого целесообразно в конце семестра меньше планировать лекций больше- практических видов занятий, так как более тесный контакт слушателей с преподавателями активизирует учебный процесс и в какой-то мере восполняет ослабленную активность обучающихся; концентрация всех зачетов к концу семестра также физиологически не оправдана.

Несмотря на кажущееся отсутствие утомляющегося воздействия однодневных учебных нагрузок, к концу недели отмечается ухудшение умственной активности студентов, что говорит об отставании процесса восстановления от процессов утомления.

Составитель расписания должен четко представлять подобные физиологические особенности и учитывать их при составлении расписаний.

Обычно в вузах применяются расписания занятий двух основных видов:

•     недельное, построенное по принципу типовой недели, когда расписание одной или двух недель распространяется на весь семестр;

•     семестровое, построенное по принципу планирования каждой недели семестра, когда расписания для всех или большинства недель отличаются между собой.

Семестровое расписание позволяет:

-         выдержать необходимую последовательность прохождения занятий по всем дисциплинам, независимо от количества и взаимного расположения лекций и других видов занятий, а также продолжительности практических занятий;

-         обеспечить взаимную увязку изучения дисциплин в семестре по темам и занятиям, в том числе комплексное прохождение специальных дисциплин;

-         планировать должным образом проведение практик, полевых занятий и т.п.;

-         рационально распределять по семестру зачеты, контрольные работы, сдачу домашних заданий,

-         проведение семинаров и других сложных занятий, тем самым обеспечить равномерную нагрузку студентов в течение семестра.

Недостатками семестрового расписания является его громоздкость и трудоемкость. Оно трудно поддается

 формализации и составлению с помощью ЭВМ.

Достоинствами недельного расписания являются:

-         постоянное чередование дисциплин и видов занятий на протяжении всего семестра, равномерность их изучения, что обеспечивает определенную ритмичность и организованность в работе обучаемых;

-         сравнительная простота разработки и оформления, что предоставляет больше возможностей для формализации и применения машинных методов составления расписания или уменьшает трудоемкость составления вручную.

Однако для составления недельного расписания требуется выполнить определенные, довольно жесткие условия, основными из которых являются:

-         кратность числа часов каждой дисциплины во всех семестрах учебного плана числу недель, в учебном плане должно предусматриваться не общее количество часов на дисциплины по семестрам, а количество часов в неделю;

-         равномерное, строго определенное чередование лекций и практических занятий без учета их увязки по содержанию, отказ от наиболее оптимальной последовательности изучения дисциплин и увязки между ними внутри семестра;

-         продолжительность каждого занятия, включая семинары по всем дисциплинам, - два академических часа, проведение четырех – и шестичасовых занятий исключается;

-         необходимость в зачетной сессии, так как все дисциплины будут изучаться на протяжении всего семестра и все зачеты обучаемые должны сдавать только в конце семестра. 

Вместе с тем на факультетах университета  в основном применяются недельные  (двухнедельные) расписания занятий самых различных форм: расписания для каждой учебной группы, из которых формируется общее расписание факультета, расписание на поток или факультет в целом; расписания оформляются на листах большого формата и вывешиваются на стенах или распечатываются на принтерах и формируются в виде брошюры. На одних расписаниях занятия обозначаются условным цветом, штриховкой, на других - набором символов и т.д. Разнообразие форм объясняется в основном традициями каждого факультета, привычкой к использованию какой-то формы, издавна существовавшей на данном факультете.

При всем разнообразии форм расписание занятий должно содержать следующую информацию: номера учебных групп, наименование или условное обозначение дисциплин, время, место и вид учебных занятий, фамилии лиц профессорско-преподавательского состава, проводящих занятия. Для семестровых расписаний нужно указать также номера тем и занятий.

В качестве примера, ниже приведем фрагмент возможного расписания.

 

 

 

 

          к предыдущей странице          к началу страницы          на главную         к следующей странице        к следующему разделу              

Hosted by uCoz