5. Планирование учебного процесса
|
||
Расписание учебных занятий – это завершающий этап планирования учебного процесса. Качество расписаний учебных занятий в значительной степени зависит от качества и методического уровня учебных и рабочих планов, их соответствия ГОС ВПО, а также от методической подготовки персонала, непосредственно занимающегося их составлением. Методически обоснованное и тщательно продуманное расписание учебных занятий в значительной степени определяет ритмичность и нормальную организацию всего учебного процесса факультета. Составление расписаний учебных занятий - это процесс упорядочения в масштабе факультета за семестр всех видов учебных занятий со студентами по часам и дням недели с учетом целого ряда требований, предъявленных к ним. Расписание учебных занятий должно обеспечивать: - логическую последовательность изучения дисциплин в семестре и их взаимосвязь; - соответствие количества часов по дисциплинам и видам учебных занятий учебному и рабочему планам; - равномерное распределение учебной нагрузки студентов в течение семестра; - рациональную загрузку профессорско-преподавательского состава учебными занятиями; - равномерность загрузки студентов самостоятельной работой; - оптимальное использование лабораторий, компьютерных классов и специализированных аудиторий. Исходными данными для составления расписаний учебных занятий являются: 1. Рабочие планы на каждую специальность (направление). 2. Распределение лекционных потоков и групп для практических занятий между преподавателями. 3. Количество недель в семестре. 4. Данные об аудиторном фонде. 5. Мотивированные пожелания преподавателей др. При составлении расписаний учебных занятий должны учитываться требования методического, организационного характера и обеспечивающие условия самостоятельной работы, многие из которых вытекают из физиологических возможностей человека. Известно, что в конце семестра в связи с развитием стойкого утомления активность студентов на занятиях снижается из-за развивающегося процесса охранительного торможения. Ввиду этого целесообразно в конце семестра меньше планировать лекций больше- практических видов занятий, так как более тесный контакт слушателей с преподавателями активизирует учебный процесс и в какой-то мере восполняет ослабленную активность обучающихся; концентрация всех зачетов к концу семестра также физиологически не оправдана. Несмотря на кажущееся отсутствие утомляющегося воздействия однодневных учебных нагрузок, к концу недели отмечается ухудшение умственной активности студентов, что говорит об отставании процесса восстановления от процессов утомления. Составитель расписания должен четко представлять подобные физиологические особенности и учитывать их при составлении расписаний. Обычно в вузах применяются расписания занятий двух основных видов: • недельное, построенное по принципу типовой недели, когда расписание одной или двух недель распространяется на весь семестр; • семестровое, построенное по принципу планирования каждой недели семестра, когда расписания для всех или большинства недель отличаются между собой. Семестровое расписание позволяет: - выдержать необходимую последовательность прохождения занятий по всем дисциплинам, независимо от количества и взаимного расположения лекций и других видов занятий, а также продолжительности практических занятий; - обеспечить взаимную увязку изучения дисциплин в семестре по темам и занятиям, в том числе комплексное прохождение специальных дисциплин; - планировать должным образом проведение практик, полевых занятий и т.п.; - рационально распределять по семестру зачеты, контрольные работы, сдачу домашних заданий, - проведение семинаров и других сложных занятий, тем самым обеспечить равномерную нагрузку студентов в течение семестра. Недостатками семестрового расписания является его громоздкость и трудоемкость. Оно трудно поддается формализации и составлению с помощью ЭВМ. Достоинствами недельного расписания являются:- постоянное чередование дисциплин и видов занятий на протяжении всего семестра, равномерность их изучения, что обеспечивает определенную ритмичность и организованность в работе обучаемых;- сравнительная простота разработки и оформления, что предоставляет больше возможностей для формализации и применения машинных методов составления расписания или уменьшает трудоемкость составления вручную. Однако для составления недельного расписания требуется выполнить определенные, довольно жесткие условия, основными из которых являются:- кратность числа часов каждой дисциплины во всех семестрах учебного плана числу недель, в учебном плане должно предусматриваться не общее количество часов на дисциплины по семестрам, а количество часов в неделю; - равномерное, строго определенное чередование лекций и практических занятий без учета их увязки по содержанию, отказ от наиболее оптимальной последовательности изучения дисциплин и увязки между ними внутри семестра; - продолжительность каждого занятия, включая семинары по всем дисциплинам, - два академических часа, проведение четырех – и шестичасовых занятий исключается; - необходимость в зачетной сессии, так как все дисциплины будут изучаться на протяжении всего семестра и все зачеты обучаемые должны сдавать только в конце семестра. Вместе с тем на факультетах университета в основном применяются недельные (двухнедельные) расписания занятий самых различных форм: расписания для каждой учебной группы, из которых формируется общее расписание факультета, расписание на поток или факультет в целом; расписания оформляются на листах большого формата и вывешиваются на стенах или распечатываются на принтерах и формируются в виде брошюры. На одних расписаниях занятия обозначаются условным цветом, штриховкой, на других - набором символов и т.д. Разнообразие форм объясняется в основном традициями каждого факультета, привычкой к использованию какой-то формы, издавна существовавшей на данном факультете. При всем разнообразии форм расписание занятий должно содержать следующую информацию: номера учебных групп, наименование или условное обозначение дисциплин, время, место и вид учебных занятий, фамилии лиц профессорско-преподавательского состава, проводящих занятия. Для семестровых расписаний нужно указать также номера тем и занятий. В качестве примера, ниже приведем фрагмент возможного расписания.
|