4.Система дополнительного профессионального образования.

 
 

4.1. Структура дополнительного профессионального

образования (ДПО)

 

В соответствии со статьей 26 Закона РФ «Об образовании», к дополнительным образовательным программам (ДОП) относятся образовательные программы (ОП) различной направленности, реализуемые:

·        в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ (ООП)

·        образовательных учреждениях дополнительного образования

·        посредствам индивидуальной педагогической деятельности.

Образовательные учреждения повышения квалификации реализуют следующие виды дополнительного профессионального образования (ДПО): повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку.

Типовое положение о структурных подразделениях повышения квалификации разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей проведение единой государственной политики в области ДПО (см. сайт http://umu.spbu.ru и http://work-law.h10.ru/law/doc01118.html - дополнения к Типовому положению).

Структура ДПО определяется совокупностью всех профессиональных образовательных программ для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей.

В соответствии с ГОС ДПО и Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовке специалистов устанавливаются следующие типы ДОП:

А. для повышения квалификации

·        Краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 аудиторных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности;

·        Среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 аудиторных часов, направленные на комплексное повышение квалификации в соответствующей области.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Б. для профессиональной переподготовки

·        ДОП для выполнения нового вида профессиональной деятельности с объемом свыше 500 часов аудиторных занятий.

Целью данного вида профессиональной переподготовки специалистов  является получение ими дополнительных знаний,  умений и навыков по образовательным программам, предусматривающих изучение отдельных дисциплин, разделов науки,  техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. 

·        ДОП для получения дополнительной квалификации с трудоемкостью*) не менее 1000 часов.

Профессиональная переподготовка данного вида осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации  и  переподготовке  специалистов.

Основной целью стажировки является формирование и  закрепление на практике профессиональных знаний,  умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также  в  целях  изучения передового опыта,  приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как  в  Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях,  образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти.  Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия  (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Программа стажировки имеет следующую структуру:

 

Утверждаю:

___________________________

Программа

стажировки

(как самостоятельный вид обучения)

 

1. Наименование программы _________________________________________

2. Цель стажировки _________________________________________________

3. Наименование организации, _______________________________________

в которой проводится стажировка

4. План стажировки:

5. Сроки стажировки ________________________________________________

6. Контроль за выполнением программы

Заключение комиссии:

(см. приказ Минобразования России от 18.06.97 № 1221)

В целях реализации ОП ДПО для федеральных государственных служащих 
устанавливаются следующие сроки обучения:

-         при повышении квалификации - от двух до  шести  недель  с отрывом от  государственной  службы  и  от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы.

-         при  профессиональной  переподготовке  - от трех до шести месяцев с отрывом от государственной службы и от  шести  месяцев до одного года без отрыва от государственной службы.

Объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать в неделю:

-         при  обучении  с отрывом от государственной службы (очная форма) - 36 часов аудиторной учебной работы;

-         без  отрыва  от государственной службы (вечерняя форма) – 14 часов аудиторной учебной работы;

-         с частичным отрывом от государственной службы (очная форма) - не менее 16 часов аудиторной учебной работы.

Общий объем учебной нагрузки слушателей не должен быть менее 54 часов в неделю,  включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Освоение ОП ДПО подтверждается государственной аттестацией, 
по результатам которой выдается документ государственного образца:

-         удостоверение о повышении квалификации - для лиц, освоивших краткосрочные программы (см. Приложение А);

-         свидетельство о повышении квалификации - для лиц, освоивших среднесрочные программы (см. Приложение Б);

-         диплом о профессиональной переподготовке - для лиц,  прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности (см. Приложение В);

-         диплом о дополнительном (к высшему) образованию – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации (см. Приложение Г).

 

 

 



*) В трудоемкость включаются аудиторные занятия, практика и все виды самостоятельной работы слушателей.

 
 

      к предыдущей странице               к началу страницы            на главную          к следующей странице         к следующему разделу              

 
Hosted by uCoz