4.Система дополнительного профессионального образования. |
||
4.1. Структура дополнительного профессионального образования (ДПО)
В соответствии со статьей 26 Закона РФ «Об образовании», к дополнительным образовательным программам (ДОП) относятся образовательные программы (ОП) различной направленности, реализуемые: · в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ (ООП) · образовательных учреждениях дополнительного образования · посредствам индивидуальной педагогической деятельности. Образовательные учреждения повышения квалификации реализуют следующие виды дополнительного профессионального образования (ДПО): повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку. Типовое положение о структурных подразделениях повышения квалификации разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей проведение единой государственной политики в области ДПО (см. сайт http://umu.spbu.ru и http://work-law.h10.ru/law/doc01118.html - дополнения к Типовому положению). Структура ДПО определяется совокупностью всех профессиональных образовательных программ для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей. В соответствии с ГОС ДПО и Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовке специалистов устанавливаются следующие типы ДОП: А. для повышения квалификации · Краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 аудиторных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности; · Среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 аудиторных часов, направленные на комплексное повышение квалификации в соответствующей области. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Б. для профессиональной переподготовки · ДОП для выполнения нового вида профессиональной деятельности с объемом свыше 500 часов аудиторных занятий. Целью данного вида профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающих изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. · ДОП для получения дополнительной квалификации с трудоемкостью*) не менее 1000 часов. Профессиональная переподготовка данного вида осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится. Программа стажировки имеет следующую структуру:
Утверждаю: ___________________________ Программа стажировки (как самостоятельный вид обучения)
1. Наименование программы _________________________________________ 2. Цель стажировки _________________________________________________ 3. Наименование организации, _______________________________________ в которой проводится стажировка 4. План стажировки: 5. Сроки стажировки ________________________________________________ 6. Контроль за выполнением программы Заключение комиссии: (см. приказ Минобразования России от 18.06.97 № 1221) В целях реализации ОП ДПО для федеральных государственных служащих
устанавливаются следующие сроки обучения:
- при повышении квалификации - от двух до шести недель с отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. - при профессиональной переподготовке - от трех до шести месяцев с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы. Объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать в неделю: - при обучении с отрывом от государственной службы (очная форма) - 36 часов аудиторной учебной работы; - без отрыва от государственной службы (вечерняя форма) – 14 часов аудиторной учебной работы; - с частичным отрывом от государственной службы (очная форма) - не менее 16 часов аудиторной учебной работы. Общий объем учебной нагрузки слушателей не должен быть менее 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Освоение ОП ДПО подтверждается государственной аттестацией,
по результатам которой выдается документ государственного образца:
- удостоверение о повышении квалификации - для лиц, освоивших краткосрочные программы (см. Приложение А); - свидетельство о повышении квалификации - для лиц, освоивших среднесрочные программы (см. Приложение Б); - диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности (см. Приложение В); - диплом о дополнительном (к высшему) образованию – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации (см. Приложение Г).
*) В трудоемкость включаются аудиторные занятия, практика и все виды самостоятельной работы слушателей. |
||