1. Основные законодательные акты в сфере образования

1.1. Конституция и федеральные законы РФ об образовании.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Содержание образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:

общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные  программы  направлены на решение задач формирования общей культуры  личности, адаптации  личности  к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального  общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы

направлены  на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С  учетом  потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,  самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального  профессионального, среднего  профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

В ст. 16 п.1 того же закона выделяются ступени образования:

·        начального общего,

·        основного общего,

·        среднего (полного) общего,

·        начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

1)     основное общее образование

2)     среднее (полное) общее образование

3)     начальное профессиональное образование

4)     среднее профессиональное образование

5)     высшее профессиональное образование

6)     послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:

«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на  дневном  отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие  в  образовательные  учреждения  следующего уровня (ступени)».

         к предыдущей странице             к началу страницы           на главную          к следующей странице           к следующему разделу              


   
Hosted by uCoz