3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования |
||
3.4. Порядок формирования ООП вуза на основе ГОС ВПО. Академические свободы вуза при разработке ООП. Условия реализации ГОС ВПО
Как уже отмечалось выше, вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП вуза на основе ГОС ВПО. В структуру ООП входят: перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО - цели ООП - учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности - совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных аттестации (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС). На первом этапе формирования (проектирования) ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе. Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС (см раздел 7.1), конкретизированных и дополнительных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видах деятельности (см раздел 1.3) будет в основном готовится выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС. Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности по реализации ООП. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. На этом этапе необходимо решать следующие задачи: - определить полный перечень дисциплин ОПП (дисциплины национально-регионального компонента, специализации, по выбору студента); - обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста; - определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента; - установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; - найти наиболее эффективные с точки зрения вуза достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательных технологии и др. Требования и условия реализации ГОС ВПО, которые необходимо выполнить при разработке ООП, в том числе требования к кадровому учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также к организации практик, указанны в разделе 6 ГОС ВПО Дисциплины по выбору студента являются обязательными для, а факультативные дисциплины, предусматриваемые планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено, незачтено). Академические свободы вуза при реализации ООП обеспечиваются предоставлением вузу ряда прав при разработке и реализации ООП. В частности в ГОС ВПО (п. 6.1.2) отмечается, что вуз имеет право: - изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%. - формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в себя не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в государственном стандарте из них 4 обязательные: физическая культура, иностранный язык, философия и история отечества. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов. - осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; - установить необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности; - реализовать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля.
|
||