3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования |
||
3.3. Структура ГОС ВПО 2-го поколения
Структура (или макет) ГОС ВПО 2-го поколения существенно отличается от структуры ГОС ВПО 1-го поколения*) и была доведена до разработчиков ГОС в приказе Минобразования РФ от 14.09.99 № 286 «Об утверждении макетов ГОС ВПО и требований ( федерального компонента) к обязательному минимому содержания содержания и уровню подготовки выпускников» Макет ГОС ВПО предназначался для учебно-методических объединений вузов по образованию в различных областях как ориентир при создании госстандартов по конкретным специальностям и направлениям подготовки. При всем многообразии содержания госстандартов их структура должна быть едина. К сожалению не все разработчики госстандартов в достаточной степени изучили данный приказ, в чем-то его не поняли или поняли неверно, в связи с чем, реальные стандарты не всегда соответствуют требованиям данного приказа. Вместе с тем надо отметить, что 286-й приказ сыграл важную роль в унификации ГОС ВПО. ГОС ВПО 2-го поколения позволяет унифицировать обучение на первых двух годах по образовательным программам (ОП) родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение ОП позволяет оптимизировать учебную нагрузку ППС, а студентам решить для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории. В 286-м приказе содержались макеты ГОС ВПО бакалавров, магистров и специалистов и требования ( федеральный компонент) к обязательному минимому содержания и уровня подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклам «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Цикл ГЭС) и «общие математические и естественно-научные дисциплины» (Цикл ЕН). В каждом макете давалась достаточно жесткая структура ГОС, которую разработчики конкретного ГОС должны были заполнить конкретной, содержательной информацией. Необходимо было дать общую характеристику направления (специальности), из четырех пунктов в разделе 1; перечислить требования к уровню подготовки абитуриента (раздел 2). В разделе 3 «Общие требования ООП» указывалось, что ООП формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки бакалавра и специалиста предусматривала изучение циклов (групп) следующих дисциплин: цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. цикл ЕН – общие математические и естественно-научные дисциплины. цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины ; цикл ФТД – факультативные дисциплины. а также итоговую государственную аттестацию. Содержание национально-регионального компонента ООП должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной ГОС ВПО, приведенной в 1-м разделе. ООП подготовки магистра дополнительно включает программу специализированной подготовки с общим объемом 4068 часов и состоящей из: цикла ДНМ – дисциплин направления магистерской подготовки цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки. НИРМ – научной (научно – исследовательской или научно – педагогической) работы магистра. В разделе 4- указывались требования к обязательному минимому содержания ООП, в разделе 5 - сроки освоения ООП, в разделе 6 – требования к разработке и условиям реализации ООП, в разделе 7 – требования к уровню подготовки выпускника. Охарактеризуем более подробно эти разделы. В разделе 4 указывается содержание циклов дисциплин (за исключением ФТД, в некоторых случаях и СД). На федеральный компонент в цикле ГСЭ отводится 70% от общего объема цикла; При этом во всех ГОС этот объем един и равен 1800 часов трудоемкости. В циклах ЕН и ОПД на федеральный компонент отводится по 80% общей трудоемкости, выделяемой на ЕН и ОПД соответственно. Структура цикла СД устанавливается УМО, курирующим данную ООП или, если это не так, то вузом. Наиболее жестко в ГОСах описана структура и содержание цикла ГСЭ. Разработчики ГОС ВПО обязаны включить из базовых дисциплин: 1) Иностранный язык 2) Физическая культура 3) Отечественная история 4) Культурология 5) Политология 6) Правоведение 7) Психология и педагогика 8) Русский язык и культура речи 9) Социология 10) Философия 11) Экономика в федеральный компонент 4 обязательные дисциплины: иностранный язык с обеспечением не менее 340 часов, физическую культуру с обеспечением не менее 400 часов, отечественную историю и философию, а также по своему усмотрению любое другое количество дисциплин ( в том числе и ноль) из указанного перечня. По циклу ЕН устанавливалась только общая трудоемкость в объеме от 700 до 2500 часов для различных групп направлений (специальностей). Содержание дисциплин этого цикла в приказе № 286 (приложение 5) описано значительно менее подробно, что давало разработчикам ГОСов больше возможностей для творчества. Кроме того, содержание дисциплин цикла ЕН в объеме от 100 до 150 часов трудоемкости непосредственно могли определять разработчики ГОСов (то есть соответствующие УМО) При этом вуз, при формировании ООП, был обязан выделить по каждой естественно-научной дисциплине не менее 30% часов занятий на лабораторные работы (практикумы). Структуру и содержание циклов ОПД а иногда и СД полностью определяли УМО, курирующие соответствующее направление подготовки (специальность). В ГОС ВПО 1-го и 2-го поколения профессиональная квалификация выпускников вузов характеризовалась требованиями к знаниям, умениям и в какой-то степени навыкам, которые должен был приобрести выпускник в процессе обучения по тому или иному циклу дисциплин и в ходе аттестации. В ГОС ВПО 3-го поколения ЗУНовский подход заменяется на компетентностный. В разделе 5 указывается срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения, который составляет 208 недель для подготовки бакалавра, 260 недель – для подготовки специалиста, 312 недель – для подготовки магистра, в том числе: - теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - ________недель - практики не менее - ________недель (указываются конкретные виды практик с указанием недель, отводимых на их проведение) - итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы, - не менее _________недель - каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее__________недель. Для лиц, имеющих среднее (полное) образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра и специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, (то есть относительно очной формы обучения). Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю – для специалиста и бакалавра и 14 часов – для магистров. При этом в указанный объем не входят занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
* Информацию о ГОС ВПО 1-го поколения можно найти на сайте http://www.umu.spbu.ru в разделе «информационные бюллетени» в информационном бюллетене №1 |
||