2. Структура и виды нормативных документов в сфере образования |
||
2.1. Реформирование структуры управления образованием РФ в 2004 году В соответствии с указом Президента РФ В.В. Путина от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» бывшее Минобразования РФ было упразднено, а его модифицированные функции передались вновь образуемому Министерству образования и науки. Через три месяца Правительство РФ издало три постановления, касающихся структуры федеральных органов управления образованием их функций, полномочий и организации деятельности: · от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» · от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» · от 17.06.2004 № 288 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по образованию» Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении 1) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 2) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 3) Федерального агентства по науке и инновациям 4) Федерального агентства по образованию. Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Федеральная служба (ФС) по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. ФС осуществляет следующие основные полномочия: · осуществляет контроль и надзор: - за исполнением законодательства РФ в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; - за качеством образования; - за деятельностью диссертационных советов, осуществляет организацию и техническое обеспечение работы ВАК, выдает разрешение на создание советов. · осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, а также научных организаций в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования · осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений · рассматривает вопросы присвоения ученых званий и т.п. Федеральное агентство по образованию (ФА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. В ведении Федерального агентства по образованию находятся организации, ранее находившиеся в ведении Министерства образования Российской Федерации. ФА по образованию состоит из ряда управлений: - Управление экономики - Управление бухгалтерского учета и финансового контроля - Управление учреждений образования - Управление международного образования и сотрудничества - Управление по делам молодежи - Управление программ развития в сфере образования - Управление федерального имущества и развития материально-технической базы - Административно-правовое управление В состав управлений включаются отделы. В старом Положении о Минобразования говорилось о задачах и функциях, в новых – о функциях и полномочиях. Сравнение этих документов представляет определенный интерес. В частности, одной из функций прежнего Министерства образования было участие в изыскании рынка труда, разработка прогнозов подготовки специалистов, а также координация деятельности образовательных учреждений по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов (через контрольные цифры приема). В новом Положении о ФА по образованию также говорится о контрольных цифрах приема, но выше указанная функция претерпела серьезное изменение и превратилась в полномочие на осуществление размещения «на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности», а из этого следует значительное изменение государственной политики в области образования. В заключение отметим, для сравнения, что в состав прежнего Минобразования РФ входило: - 2 департамента - 23 управления - несколько отделов на правах управлений - ВАК - государственная инспекция по аттестации - аттестационная коллегия - аккредитационная коллегия - коллегия Коллегия существовала в составе: министра (председателя коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата МО, ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждались правительством РФ. Коллегия являлась совещательным органом и рассматривала на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решение коллегии оформлялись протоколами коллегии и проводились в жизнь приказами Министерства. В новом Министерстве такая структура отсутствует, судя по Положению. |
||