3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования |
||
3.9. Краткая характеристика послевузовского образования на Западе
В последние годы Россия интенсивно втягивается в т.н. Болонский процесс, под которым понимается процесс интеграции национальных систем образования в Европе, создание единого европейского образовательного пространства при сохранении, (и это всегда подчеркивается) различий, обусловленных традицией и культурой. Одним из следствий этого встал вопрос о сопоставимости научных степеней на уровне последипломного образования. Во всем мире признается единая научная степень Ph.D. Программы Ph.D отличаются от наших аспирантуры и докторантуры. По времени они занимают от 4 и более лет. И хотя российские дипломы признаются во многих странах мира, в частности наш кандидат наук приравнен к доктору философии во французской системе образования, тем не менее Германия, опыту которой мы долго следовали в нашем высшем образовании, уже отказалась от двух уровней научных степеней. Там тоже ввели единую научную степень – Ph.D. Мы по-видимому также прейдем к этому. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В Берлине 19.09.2003 г. с нашей стороны было подписано «Коммюнике Конференции министров высшего образования» в котором говорится о необходимости расширить рамки Болонского процесса (ранее обсуждались в основном лишь проблемы обучения в бакалавриате и магистратуре) и в дальнейшем включать в рассмотрение и третий цикл высшего образования – аспирантуру. Министры призвали вузы к увеличению мобильности магистрантов и докторантов, к расширению международного сотрудничества при подготовке диссертаций и обучении молодых исследователей. Программы Ph.D предполагают не только обучение, но и обязательное проведение исследований, на которые соискатели, как правило, получают гранты от своего университета или от научного фонда. Все это предполагает развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, схем мобильности, интегрированных программ обучения и проведения научных исследований. По-видимому программы Ph.D будут вводится в России сначала в качестве экспериментальных, чтобы впоследствии, возможно, перейти к ним полностью и заменить нынешние аспирантуру и докторантуру.
|
||