3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования |
||
Порядок формирования ООП ППО
Основная образовательная программа (далее ООП)
послевузовского профессионального образования (далее ППО)
образовательного учреждения высшего профессионального
образования (вуза), имеющего государственную аккредитацию и
реализующего подготовку аспирантов (адъюнктов) по
определенным научным специальностям,или научной организации,
имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности
в сфере ППО, представляет собой комплект учебно-методических
документов, определяющих содержание и методы реализации
процесса обучения в аспирантуре (адъюнктуре).
Вузы и научные организации, реализующие ООП ППО, самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспиранта по научной специальности (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик) на основе Временных требований (ВТ) к ООП ППО по соответствующей отрасли наук. При этом должна, обеспечена доступность всех документов ООП ППО для аспирантов и преподавателей вуза или научной организации. На первом этапе проектирования ООП ППО по аналогии с проектированием ООП ВПО определяются конечные цели которые должны быть достигнуты в ходе освоения аспирантом ООП ППО. Они формируются на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры и целей подготовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, конкретизированных и дополненных, исходя из того, по какой из специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года № 47, выпускник аспирантуры будет выполнять диссертационную работу на соискание ученой степени. На втором этапе проектирования ООП вузы и научные организации, реализующие подготовку аспирантов, разрабатывают содержание основной образовательной программы и порядок ее реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
· определить полный перечень образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, история и философия науки, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта), и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в ВТминимальный объем теоретических занятий в часах, приведенный в ВТ расчет в неделях не накладывает обязательств на концентрирование изложения образовательно-профессиональных дисциплин (ОПД) и факультативных дисциплин в течение 20 недель; · определить наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей и эффективного использования кадрового и материально-технического потенциала вуза (научной организации) виды учебных занятий, образовательные технологии и другое. При этом необходимо иметь в виду, что ВТ не содержат требованийк недельной аудиторной нагрузке аспиранта, образовательный процесс в аспирантуре целесообразно связывать с применением учебных занятий и технологий, ориентированных на активную роль аспиранта в образовательном процессе, в частности, путем увеличения его самостоятельной работы; · определить сроки и эффективную форму прохождения педагогической практики, а также форму контроля и отчетности по ней. Вуз (научная организация) в праве отнести педагогическую практику в разряд обязательных видов учебной деятельности, если в ВТ по данной отрасли наук педагогическая практика отнесена к факультативным видам.
|
||