3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования

 
 

Аспирантура как образовательная программа

Порядок формирования ООП ППО
Основная образовательная программа (далее ООП)
послевузовского профессионального образования (далее ППО)
образовательного учреждения высшего профессионального 
образования (вуза), имеющего государственную аккредитацию и
реализующего подготовку аспирантов (адъюнктов) по
определенным научным специальностям,или научной организации,
имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности
в сфере ППО, представляет собой комплект учебно-методических
документов, определяющих содержание и методы реализации
процесса обучения в аспирантуре (адъюнктуре).
Вузы и научные организации, реализующие ООП ППО, 
самостоятельно разрабатывают и утверждают основную 
образовательную программу подготовки аспиранта по 
научной специальности (рабочий учебный план, программы 
учебных дисциплин и практик) на основе Временных 
требований (ВТ) к ООП ППО по соответствующей  отрасли наук. 
При этом должна, обеспечена доступность всех документов ООП
 ППО для аспирантов и преподавателей вуза или научной 
организации. 
На первом этапе проектирования ООП ППО по аналогии с
проектированием ООП ВПО определяются конечные цели
которые должны быть достигнуты в ходе освоения аспирантом
ООП ППО. Они формируются на основании квалификационной
характеристики выпускника аспирантуры и целей подготовки
аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, 
конкретизированных и дополненных, исходя из того, по какой
из специальностей научных работников, определенных приказом
Минпромнауки России от 31.01.2001 года № 47, выпускник 
аспирантуры будет выполнять диссертационную 
работу на соискание ученой степени.

        На втором этапе проектирования ООП вузы и 
научные организации, реализующие подготовку аспирантов, 
разрабатывают содержание основной образовательной 
программы и порядок ее реализации, которые в совокупности
составляют программу действий по достижению 
установленных целей.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
		  ·  определить полный перечень 
образовательно-профессиональных дисциплин
(иностранный язык, история и философия науки, 
специальные дисциплины отрасли наук и научной
специальности, дисциплины по выбору аспиранта),
и последовательность их изучения,
обеспечивающую эффективную работу аспиранта.
При этом основным требованием к их реализации
является установленный в ВТминимальный объем
теоретических занятий в часах, приведенный в ВТ 
расчет в неделях не накладывает обязательств 
на концентрирование изложения 
образовательно-профессиональных дисциплин (ОПД) и
факультативных дисциплин в течение 20 недель;
 
	  ·   определить наиболее эффективные с точки 
зрения достижения поставленных целей и 
эффективного использования кадрового и 
материально-технического потенциала вуза 
(научной организации) виды учебных занятий, 
образовательные технологии и другое. 
При этом необходимо иметь в виду, что ВТ 
не содержат требованийк недельной аудиторной
нагрузке аспиранта, образовательный процесс в 
аспирантуре целесообразно связывать с применением 
учебных занятий и технологий, ориентированных на
активную роль аспиранта в образовательном процессе,
в частности, путем увеличения его самостоятельной
работы;
 
	  ·   определить сроки и эффективную форму 
прохождения педагогической практики, а также 
форму контроля и отчетности по ней. Вуз (научная 
организация) в праве отнести педагогическую практику 
в разряд обязательных видов учебной деятельности, 
если в ВТ по данной отрасли наук педагогическая 
практика отнесена к факультативным видам.
 
		   

 


        назад                    к началу страницы                 на главную              к следующей странице               к следующему разделу              

 
     
Hosted by uCoz