3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования

 
   

3.1. Понятие основной образовательной программы

 

В первой лекции мы отмечали, что на основании ГОС ВПО, в котором приводится обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы, развертывается соответствующая образовательная программа (ООП). Что такое образовательная программа?

В законе «Об образовании» нет четкого определения понятия «образовательная программа» (ОП), лишь отмечено, что ОП определяет содержание образования определенных уровня и направленности (см. ст.9) и проведена классификация ОП. Нет уточнения понятия ОП и в законе «О высшем и послевузовском образовании».

В ст. 32 (п.2) Закона «Об образовании» можно прочитать: «К компетенции образовательного учреждения относятся: … 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин…»

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» тоже можно найти аналогичные словосочетания: например в ст. 24, в п.3 «… разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования».

Эти пункты законов не совсем корректно изложены, если за основу взять ГОС ВПО любой специальности или направления подготовки, где в п.3.1 сказано: «Основная образовательная программа … включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик (программы НИР для магистров), а также требования к итоговой аттестации».

Еще более определенно дала определение ООП Госинспекция в своем письме от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 по аттестации учебных заведений России в своих «Методических рекомендациях по проведению самообследования вуза и его филиалов» утвержденное 20.12.01 Минобразования РФ. В их трактовке:

ООП представляет собой комплект нормативных документов определяющих цели содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания и включает в себя:

·        рабочий учебный план

·        программы дисциплин и практик

·        программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации

·        средства диагностики

Таким образом, если за основу взять определения ООП изложенное в ГОС ВПО, а именно так воспринимается практиками ООП, то в указанных пунктах законов происходит смешение видовых и родовых понятий.

 


 
 

      к предыдущей странице               к началу страницы            на главную          к следующей странице         к следующему разделу              

 
Hosted by uCoz